Главная » Статьи » Мои статьи |
Форма занятия : Мастер-класс Проблема: недостаточное использование учителями приемов устного счёта у учащихся (что делать учителям, чтобы помочь овладеть навыками быстрого устного счета?) Определение и выработка наиболее оптимальных способов для развития навыков устного счета у учащихся. Цель: повышение научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер класса. Материалы и оборудование: доска с заданиями, экран, компьютер. Этапы занятия: 1 этап. Введение в проблему. 2 этап. Погружение в проблему: а)педагогическая дискуссия. б) Выполнение участниками мастер-класса предложенных заданий за определенный интервал времени в) Демонстрация некоторых приемов быстрого устного счёта из книги Билла Хендли «Считайте в уме как компьютер» 3 этап. Выход из проблемы. а)составление перечня методов и приемов для развития навыков устного счёта у учащихся. б) рефлексия.
Ход занятия. 1 этап. Введение в проблему.
Зачем учить ребенка основам арифметики Педагогическая дискуссия. Вывод:
2 этап. Погружение в проблему. Педагогическая дискуссия.
Правда ли, что не все люди рождаются с математическим складом ума, что некоторые имеют исходное преимущество перед другими в плане лучшего усвоения математики? И наоборот, верно ли, что некоторые люди в меньшей степени наделены способностью решать математические задачи? Педагогическая дискуссия.
СЛОЖЕНИЕ Основное правило для выполнения сложения в уме звучит так: Чтобы прибавить к числу 9, прибавьте к нему 10 и отнимите 1;чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и отнимите 2; чтобы прибавить 7, прибавьте10 и отнимите 3 и т.д. Например: 56+8=56+10-2=64; 65+9=65+10-1=74.
СЛОЖЕНИЕ В УМЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Если цифра единиц в прибавляемом числе больше5, то число необходимо округлить в сторону увеличения, а затем вычесть ошибку округления из полученной суммы. Если же цифра единиц меньше, то прибавляем сначала десятки, а потом единицы. Например: 34+48=34+50-2=82; 27+31=27+30+1=58.
СЛОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Складываем слева на право, то есть сначала сотни, потом десятки, а затем единицы. Например: 359+523= 300+500+50+20+9+3=882; 456+298=400+200+50+90+6+8=754.
ВЫЧИТАНИЕ Чтобы вычесть два числа в уме, нужно округлить вычитаемое, а затем подкорректируйте полученный ответ. 56-9=56-10+1=47; 436-87=436-100+13=349.
ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 100 ИЗ ЧИСЛА БОЛЬШЕ 100 Если вычитаемое меньше 100, а уменьшаемое больше 100, но меньше 200, есть простой способ вычислить разность в уме. 134-76=58 76 на 24меньше 100. 134 на 34 больше 100. Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58. 152-88=64 88 на 12 меньше 100,а 152 больше 100 на 52, значит 152-88=12+52=64
Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5x8=40).
Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах. Вряд ли детям покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения. 6×7Шесть сетей по шесть ершей - 6×8Бегемоты булок просят: 6×9Нам не жалко булок. 7×8Раз олень спросил у лося: 7×9У семи матрёшек 8×9Восемь медведей рубили дрова. Есть и другие способы умножения и деления. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 4 Чтобы умножить число на 4, его дважды удваивают. Например: ; . Чтобы число разделить на 4 , его дважды делят на 2. Например: ; .
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НА 5 Чтобы умножить число на 5, нужно его умножить на , то есть умножить на 10 и разделить на 2. Например: ; . Чтобы число разделить на 5, нужно умножить его на 0,2, то есть в удвоенном исходном числе отделить запятой последнюю цифру. Например: ; .
УМНОЖЕНИЕ НА 25 Чтобы умножить число на 25, нужно его умножить на, то есть умножить на 100 и разделить на 4. Например: .
УМНОЖЕНИЕ НА 9 Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают 0 и отнимают исходное число. Например: ; . УМНОЖЕНИЕ НА 11 1 способ. Чтобы число умножить на 11, к нему приписывают 0 и прибавляют исходное число. Например: ; . 2 способ. Если хочешь умножить число на 11, то поступай так: запиши число, которое нужно умножить на 11, а между цифрами исходного числа вставь сумму этих цифр. Если сумма получается двузначное число, то 1 прибавляем к первой цифре исходного числа. Например:
«Краешки сложи, в серединку положи» - эти слова помогут легко запомнить данный способ умножения на 11. Такой способ подходит только для умножения двузначных чисел.
ПРАВИЛО УМНОЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ Умножение на 8. Примеры Положите обе руки на стол, разведя пальцы, затем умножаем на 8 таким образом: справа или слева, считая с мизинца, скажем 2x8. Безымянный палец поднимите вверх - мизинец означает 10, а справа от безымянного пальца - единицы, т.е. получили 8 единиц. 10 + 8 = 18 и отнимите 2 единицы за счет пальцев мизинца и безымянного пальца), т.е. (10 + 8) - 2 = 18 - 2 = 16 (2 х 10 + 7) - 3 = 27 - 3 = 24 и т.д. Умножение на 6 (на пальцах) Правило, кладем руки на стол. Заминаем мизинец, т.е. от конца слева или справа считаем второй палец - получаем 18, затем с загнутым пальцем считая с конца 2хЗ = 6и18-6=12 4х 6 = 24 заминаем 4 палец получаем 36, затем 4 х 3 = 12,36 - 12 = 24 5х 6 = 30 заминаем 5 палец получаем 45, затем 5 х 3 = 15,45 - 15 = 30 и т.д. Умножение на 9 (на пальцах) Правило: Зажимаем безымянный палец и считаем торчащий мизинец 10, а остальные, справа единицы, т.е. 10 + 8 = 18 и т.д.
3 х 9 - 27 10 + 10 = 20,20 + 7 = 27, и т.д. 7 * 8 = 56 Правило: 7 > 5 = 2, два пальца на одной руке оставляем торчащими, а три - зажимаем; 8 > 5 = 2, три пальца (на другой руке) оставляем торчащими, а два зажимаем. И на левой и на правой руке считаем торчащие пальцы за десятки, а зажатые перемножаем: 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 50; 3x2 = 6; 50 + 6 = 56, и т.д.
Описывая приёмы быстрого счёта, я попытался показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись. Современные способы вычислений просты и доступны всем. При знакомстве с научной литературой обнаружил более быстрые и надежные способы вычислений. Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
| |
Просмотров: 750 | |
Всего комментариев: 0 | |